В СМИ уже стали традиционными сравнения отдыха в России и в Турции. Такое впечатление, что журналисты задают сами себе вопрос – «почему в России, например, на Черном море, не сделать такие же отели, как в Турции?». И кажется, что ответ у них уже есть – «И заживем!». А в отношении российского бизнеса, я бы сказал, даже копится некое подспудное раздражение – вот, мол, вам пример, почему так же не сделать?
Однако, как говорится в известном меме, «не все так однозначно». Хотелось бы для начала рассказать, почему Россия в отельном плане – не Турция, как все устроено у нас и как – у них.
Начнем с места. Турецкие отельные комплексы побережья Антальи строились почти на пустом месте. Да, на берегу, где был лес, камни и на этом – все. Это сразу дает простор при планировании – что будет в отеле, где разместить тот или иной объект, сколько ресторанов можно построить, как ориентировать основное здание, как играть этажностью и так далее. И конечно главное – прямой выход к пляжу. Который, к тому же, можно взять в Турции в аренду.
Российский отельный бизнес на курортах Юга России до недавних пор был поставлен в совсем иные условия. Строить отели приходилось в условиях довольно хаотичной городской застройки, когда выход к морю загораживают множество, мягко говоря, не очень эстетичных объектов. Приморские города Юга и не строились как пляжные (в современном понимании) курорты, отели здесь всегда «на третьих ролях». Итог – малая вместимость, нет выхода к собственному пляжу, маленькие территории, окружение из «шалманов» и так далее. А железная дорога в Сочи – это еще одна проблема….
Второе – масштаб. В Турции на том самом «пустом месте» отели строились сразу большие – 250, 300-600 номеров. Большая вместимость равна огромным выгодам при организации питания. Чем больше людей – тем такое питание при системе «все включено» дешевле на одного гостя. Масштаб, естественно, дает туркам экономию на всем – от прачечной до всех других операционных параметров.
В России абсолютное большинство курортных отелей Юга имеет максимальную емкость в 100-130 номеров – и такие отели, которые у нас считаются «большими», составляют все же меньшинство на Черном море, гораздо типичнее более мелкие объекты. А, как мы сами неоднократно убеждались на примере объектов нашей сети, «все включено» хоть как то экономически оправдано при 100 номерах. Меньше – уже нет смысла.
К сожалению, на этапе первоначального накопления капитала, в 90-е годы, когда рядом с нашими курортами еще были интересные незастроенные места, российские инвесторы в большие объекты не вкладывались. А в черте тесной городской застройки их и невозможно было возвести.
Третье – это условия. В Турции, насколько известно, прибрежные участки отельерам и инвесторам шли уже «готовые»: со всей подведенной инфраструктурой – дорогами, электричеством и т.п. Разрешения выдавались в упрощенном порядке. Были большие льготы по налогам на длительный период. Кредиты на строительство были дешевыми. Это привлекло в отельный бизнес множество компаний из совсем «нетуристических» сфер: множество известных отельных сетей Турции и сейчас – это подразделения огромных холдингов, которые специализируются на строительстве дорог, производстве керамики, и так далее.
Ничего этого в России не было и нет, по сути, до сих пор. Процесс получения многочисленных разрешений на строительство отеля – это долго и очень дорого. Кредиты – совсем не дешевые. Участки с подведенной инфраструктурой будут давать только в совсем новых больших проектах типа «Новая Анапа» или «Новая Ялта» (и они, кстати, в этом как раз успешно и правильно копируют турецкий опыт строительства «на пустом месте»). Хочется надеяться, что таких проектов у нашего государства будет больше – места на Черноморском побережье еще много.
Четвертое – сезонность и климат. В Турции сезон – фактически с апреля по ноябрь, в России на Черном море – с мая по конец сентября. Естественно, в условиях более длинного сезона можно легче и дешевле нанимать персонал.
Но и в России, однако, привлечь персонал в отели на Юге на три месяца куда легче, чем в Подмосковье на полгода – убедились в этом сами. Играет роль неистребимое желание жителей очень холодной страны пожить в тепле. Ну и, конечно, разница в климате – те же продукты, овощи и фрукты в Анталье обходятся отелям гораздо дешевле, чем у нас в Сочи и Анапе.
Как бы то ни было, спрос на отдых «турецкого» (условно, конечно) формата в России сейчас высок как никогда. Собственно говоря, весь опыт сети «Ателика – это приближение (в рамках возможного и со всеми сделанными выше оговорками) к нему в российских условиях, и он доказывает успешность такого подхода. Система «все включено» на российском Юге (да и не только) – не просто востребована отдыхающими. Она еще и обходится отелям, вопреки мифам, гораздо дешевле.
Честно говоря, лично мне (я ведь тоже потребитель) больше хочется питаться в отеле именно в a-la-carte ресторане с официантами… Но, как показывает практика, экономика такого формата не лучшая. Это дорого – и для отеля, и для отдыхающего. По нашим расчетам, хорошее ресторанное питание на Юге России в отеле обойдется туристу дороже стоимости проживания. Поэтому будущее в среднесрочной перспективе – все-таки за «все включено». Пусть и не совсем таким, как в Турции.
На а что будет с «турецким» форматом в проектах типа «Новая Анапа» – поживем, увидим. Мне, впрочем, кажется, что такие проекты нужны были еще лет 15 назад. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Цепилова Юлия
Директор по продажам и маркетингу
тел.: +7 (905) 745-41-07
e-mail: hotelrent@atelica.ru
Заполните заявку и наши специалисты свяжутся с вами