В прошлый раз мы с вами говорили о том, что страх воровства – один из самых сильных у владельцев отеля, когда встает вопрос – переходить на систему «все включено» или нет. Интересно подробно рассказать о том, кто, что и как воруют в отелях? А заодно, разумеется, поговорим о том, как с такими хищениями и разного рода косвенными потерями от некорректных действий персонала бороться.
Кто в принципе может воровать в отелях? Таких категорий граждан – три. Это сотрудники самого отеля, гости отеля и граждане, в отеле не проживающие.
Начнем с конца. Третья категория – самая редкая. Но иногда очень изворотливая: у нас бывали случаи, когда двое молодых людей буквально в шлепанцах, без багажа, просили снять комнату переночевать. Честно платили. И «обносили» номер. Как правило, такие случаи встречаются только в южных курортных отелях и все же довольно редки. Метод борьбы – это конечно, бдительность службы ресепшн, камеры и нормальная работа службы охраны.
Вторая категория – гости отеля. К сожалению, здесь пытаются стащить буквально все. От бесплатного алкоголя в системе «все включено» (переливают по бутылкам) и еды (тащат в номер сумками) до… туалетных ершиков (мы видели и такое). В основном это все же кражи «по мелочи», и воровство гостей – тема отдельная, а тема борьбы с ней – очень сложная: нужно выстроить все процессы так, чтобы не напрягать гостей излишними проверками и при этом свести все это к минимуму. Но, как правило, здесь помогают не камеры, а очень простые организационные меры. Некоторые примеры я приводил в прошлом посте.
Воровство со стороны сотрудников отелей, хищения персонала – самая значимая для отельера по объему потерь «статья». О ней мы и поговорим сейчас максимально подробно. Исходя из практики нашей отельной сети, схемы воровства (хищений) можно разделить на несколько основных категорий.
Первая – воровство на продажах. Этим грешат сотрудники службы ресепшн. Например: продают номера гостям без оформления в системе (за наличные или «ой, терминал не работает, переводом на карту, пожалуйста»). Или берут оплату лично себе в карман за оформление различных дополнительных услуг – от детской кроватки до продления номера (ранний заезд – поздний выезд, дополнительные сутки и пр), также не проводя через систему.
Такое, конечно, легче всего «ловится»: просто надо сверять данные системы с реальной загрузкой. В этом помогут электронные замки с системой контроля и статистикой, а также сверка статистики уборки номеров службой хозяйственного обеспечения.
Но есть и более сложные для выявления схемы: например, оформление в системе гостя «от стойки» как клиента «дружественного» турагентства (которое, конечно же, делится комиссией с сотрудником). Есть и более мелкие нарушения, когда сотрудник кладут себе деньги от гостей в карман – это, например, заказ трансферов за комиссию по своим контактам и даже продажа своего товара на стойке (лично видел, как продавали мед с «пасеки друга» прямо на ресепшн).
Решений для борьбы с такими схемами – несколько, и лучше применять их комплексно. Продвинутое видеонаблюдение на ресепшн (лучше со звуком) держит персонал в форме.
Метод «тайного гостя» (мы применяем регулярно и большим успехом) со звонками на ресепшн и реальным заселением в отель. Это самый познавательный способ, особенно полезен в отелях, где есть много точек приема платежей. «Тайный гость» иногда позволяет вскрыть не только мошенничество. Так, мы в свое время, заслав «тайного гостя» в два наших отеля в Анапе, хотели проверить, заселят ли их за наличные без оформления. Однако «засланный» нами гость столкнулся с совсем иной, но не менее важной проблемой: в одном отеле ему сказали типично советское «мест нет» (хотя они были), а в другом просто не пустили на ресепшн (там номера тоже были в наличии). Но сотрудникам было просто лень вести продажи.
И, конечно, помогает вскрывать различные нарушения внимательное чтение отзывов и претензий гостей. Например, в одном из отзывов клиент жаловался, что оплатив размещение с собакой, он не получил даже миски для нее. Оказалось, что эта доп. услуга не была проведена через систему, плюс после общения по телефону с самим клиентом выяснилось, что он также оплатил еще несколько услуг (баня и др.), которые были оказаны, но деньги тоже ушли «в карман» сотруднику.
Самый большие суммы от хищений со стороны персонала отель все же может потерять на питании. Здесь схемы недобросовестных сотрудников вскрываются сложнее, но все же с этим можно успешно бороться и предотвращать.
Самых серьезных причин потерь отеля «на питании» – на самом деле две. Это, во-первых, «откаты» поставщиков службе питания – по нашей практике, это от 10% стоимость продуктов. Естественно, цена поставленного завышается на сумму отката и отель теряет деньги. Систематически. Во-вторых, это так называемые «безтоварные накладные». Например, принимается и оплачивается поставка мяса. Мясо якобы идет на котлеты (в которых доля мяса, как известно, может быть и 80%, и 50%, и 15%).
Почему я в прошлом посте говорил, что лучше не использовать для отелей «все включено» аутсорсинг службы питания? Потому что сторонний поставщик – не в зоне вашего полного контроля.
Аутсорсинговые компании, по нашей практике, многократно ловились на том, что сделав все «на ура» первые несколько раз, далее увеличивают количество дешевых ингредиентов, недопоставляя дорогие. В примере с теми же котлетами или овощным рагу мяса могут положить и 15% вместо нормы. Поэтому отелю, особенно переходящему на «все включено», всегда лучше иметь свою систему питания и свою кухню. Дешевле обойдется.
Самое простое в отслеживании схем с «откатами» и «безтоварными накладными», если речь идет о своем персонале – вести статистику расходов продуктов и цен на закупку. В сети отелей «все включено» еще проще: можно сравнивать себестоимость питания и алкоголя на каждого гостя по разным отелям и выявлять аномалии. Мы занимаемся этим регулярно: если видим что в сравнимых отелях в одних и тех же месяцах при сравнимой загрузке где-то сумма расходов на одного гостя «выбивается» – организуем проверку.
Еще одна (к сожалению, регулярная) причина потери отелем денег в системе питания – тривиальное воровство еды, посуды и приборов с кухни сотрудниками. Случаи встречаются самые потрясающие и на всех уровнях. Одна из рядовых сотрудниц пыталась вынести 56 яиц, хотя у самой было хозяйство с курами и утками. Был случай, когда по камерам отследили ни много ни мало заведующего производством, которая перегружала себе в машину брикеты с замороженным мясом…
Пресекается это все нормальной организацией видеонаблюдения, проверками службы безопасности и инвентаризацией.
Мы, например, проводим инвентаризацию в службе питания каждые 2 недели. Делаем сверку статистики закупки и расхода продуктов, смотрим отчетность. Контролируем выход сотрудников после работы – сотрудники охраны проверяют сумки. Проверяем и помещения службы питания на предмет наличия «заначек» в укромных местах, и места проживания персонала (если они живут в общежитиях) на предмет наличия алкоголя и продуктов из ресторана.
Важен визуальный контроль шведской линии (мы фотографируем ее каждый час). Помогает, опять же, и систематический учет отзывов гостей (если много отзывов о нехватке тех или иных продуктов – уже «звоночек»). Таким образом, применяя все это комплексно, нам сейчас удается свести такое бытовое воровство к минимуму.
С посудой и приборами все, конечно, проще. Известно, что их любят прихватить (потерять, разбить и т.п.) и сами гости. Поэтому часть потерь мы, например, списываем по нормативам (неизбежные потери), а вот все что сверх – вычитаем стоимость утраченного с сотрудников смены.
Если в случае «откатов» и «безтоварных накладных» при закупке все понятно – это осмысленное, организованное воровство и в целом, и тут увольнять надо без вопросов, если не заводить реальное уголовное дело, то в случае «бытовых» хищений с кухни самое трудное для отеля – решить, что делать дальше со схваченным за руку сотрудником.
Иногда (вернее, чаще всего) остаться в разгар сезона без проштрафившегося повара (найти другого процесс не одного дня, а все должно работать) для отеля гораздо хуже, чем немедленно уволить его. Особенно курортному отелю с «все включено». Это справедливо и для сотрудников службы ресепшн, и других работников.
У нас были разные случаи. Иногда помогали профилактические беседы. Иногда (особенно в случае повторных и злостных нарушений) выход один – расставаться с сотрудником. Но чаще всего выручает… составление протокола с сотрудником полиции: такой бумаге (и делу) можно не давать дальше ход, если сотрудник прекратит нарушения.
Очень сложно побороть практику, когда сотрудники курортных отелей кладут себе деньги в карман на различных мелких доп. услугах. Например, продают места на лежаках в пляжной зоне отеля сторонним посетителям. Или за дополнительную плату предлагают ему прокат или услуги аниматоров. Были случаи и не на пляже: когда горничные брали себе деньги за внеплановую уборку номеров по просьбе гостя.
Потери отеля от такого рода неправильного поведения сотрудников – конечно, не прямые, а косвенные. И на пляже контроль за сотрудниками особенно сложен. Но все же, по нашей практике, помогают минимизировать такие явления три метода: видеонаблюдение, контроль отзывов гостей и (пожалуй, главное) – личное присутствие директора отеля во всех локациях, включая и регулярную инспекцию пляжной зоны.
Теряют и загородные, и курортные отели и на зарплатах – такие потери образуются либо в результате недомыслия, либо вследствие вполне прямого умысла сотрудников.
Наиболее часто встречаются приписки в зарплатах: например, пишут в табель часы и смены отсутствовавшим на рабочем месте или даже вовсе уволившимся сотрудникам. Конечно, такое выявляется проще всего.
Но бывают и де-факто «откатные» схемы: например, невывод постоянных сотрудников в периоды высокой загрузки и замена их «вызывным» (естественно, более дорогим) персоналом. Иногда бывает наоборот – выводят полный штат при низкой загрузке отеля. Здесь меры борьбы – исключительно профилактические. И их две: составление регламентов вывода персонала при том или ином уровне загрузки и составление плана вывода сотрудников на неделю вперед.
По нашей практике, воровство со стороны персонала в отеле, и если быть точным – в отеле, работающем на «все включено», может быть минимизировано. Мы за несколько (правда набивая шишки на опыте) сократили в разы масштабы потерь. Но готов делиться этим опытом с вами.
Цепилова Юлия
Директор по продажам и маркетингу
тел.: +7 (905) 745-41-07
e-mail: hotelrent@atelica.ru
Заполните заявку и наши специалисты свяжутся с вами